Как реагировать на детские истерики?
Родители детей от 2 до 5-6 лет часто сталкиваются с детскими истериками, когда ребенок не воспринимая ничего вокруг, кричит, плачет и требует того, чего он страстно захотел. Реакция родителей должна зависеть, в первую очередь, от возраста ребенка. В возрасте от 1.5 до 2,5 лет детские истерики и капризы являются, чуть ли не единственным способом ребенка заявить о своих желаниях и недовольствах. Он не умеет еще хорошо говорить, его реакции непосредственны, для самоконтроля физиологическая база еще не сформирована, поэтому кричать на ребенка, пытаясь усмирить – точно не стоит. В этом возрасте есть два оптимальных способа реакции родителей: обнять, приласкать ребенка и отвлечь его от вожделенного предмета.
В возрасте от 2,5 до 3,5 лет детские истерики связаны с «кризисом 3 лет», цель которого для ребенка – почувствовать свою самостоятельность, поэкспериментировать со своей «волей» и впитать ощущение собственной «отдельности» от других близких. Т.е. детские капризы в этот период носят адаптационный, развивающий характер. Конечно, это трудный период, потому что малыш все хочет делать по-своему, он пытается руководить мамой (иди ко мне – и тут же – уйди от меня!), не слушается. Оптимальный способ реакции родителей на своеволие ребенка – терпимость. Если же ребенок нарушает всяческие границы (бьет родителей, проявляет агрессию к сверстникам, жадничает и так далее), то реакция родителей должна последовать мгновенно и однозначно: наказание.
В возрасте от 4 до 6 лет истерики больше носят осознанный характер и часто связаны уже с дефектами воспитания. Речь идет о том, что ребенок уже имеет положительный опыт истерик в плане достижения своих целей. «Хочуууу машииинкуууу!» — и получает ее. Конечно, в этом возрасте ребенок должен быть обучен неким границам и навыкам коммуникации: уметь выражать свои чувства словами, смиряться с невозможностью что-то получить, терпеть.
Истерики в детском саду часто связаны с периодом адаптации к новым условиям. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, с неврологическим фоном (он является причиной первого), со слабыми коммуникативными навыками часто испытывают стресс при адаптации к садику, поэтому капризничают и закатывают истерики, не пуская маму на работу, не желая идти в детский сад.
Также истерики в детском саду могут возникнуть неожиданно в середине года, и тогда они связаны с конкретным стрессом ребенка дома, отсутствием контакта с данным воспитателем, с физическим дискомфортом или истощением.
Обращение к детскому психологу с проблемой истерик и капризов может решить проблему.
Я работаю с малышами через игру. Мы прорабатываем неприятные ситуации с игрушками, с помощью рисования, сказкотерапии, песочной терапии. Т.е. ребенок бессознательно создает у себя модели адаптивного поведения и снимает напряжение, связанное с посещением садика. После этого он забывает про истерики и капризы.
Всего комментариев: 0