Психологическая готовность к школе — скрытые рычаги успеха
Я часто говорю родителям на консультации, что самыми важными навыками, необходимыми ребенку в 1 классе для адаптации к школе, являются отнюдь не умение читать или считать до ста, не наличие энциклопедических знаний, а совсем другие вещи.
Самыми важными качествами в этот период являются:
- Способность выстраивать внутренний план действий.
- Способность к произвольному вниманию и самоконтролю
- Рефлексию, т.е. умение отслеживать свои переживания, мысли, способность анализировать свои действия и наблюдаемую ситуацию
- А также способность сопереживать другим людям, т.е. эмпатия
Одним из тестов, который я предлагаю детям 6 лет, это перекладывание спичек по одной штуке из одного коробка в другой до тех пор, пока я не остановлю ребенка. Этот тест позволяет хорошо оценить произвольность ребенка и его саморегуляцию. Конечно, это лишь одно из заданий на эту тему.
Кроме того, при знакомстве с ребенком я оцениваю его способности к контакту, наблюдаю, «слышит» ли он в психологическом смысле своего собеседника, способен и хочет ли он учитывать его интересы.
Также я смотрю уровень игры ребенка, которая очень точно отражает уровень его интеллекта и эмоциональной зрелости. Т.о. оценивается эмпатия и рефлексивность.
Важным показателем готовности к школе является уровень продуктивной энергии, т.е. работоспособности.
У меня как-то на консультации была мама с мальчиком 6 лет — он проходил тест на готовность к школе. Мама правильно понимала, что ее ребенок умный и развитый, что он интеллектуально потянет школу без проблем. Пришла же она ко мне просто с желанием подтвердить свои впечатления от ребенка. Мальчик действительно решил почти все задачи правильно. Но после 30 минут занятия лег головой на стол и закрыл глаза — настолько он устал. Я сказала маме: «Вы видите? Он истощен. Ему нужен отдых. А что он будет делать, когда в школе за раз получит 4 урока? А силы на приспособление к целом новой ситуации, к новым людям, новым правилам? — на это тоже нужно много энергии» Мама, конечно, не сразу захотела принять тот факт, что ее ребенок физиологически не готов к школе.
Довольно часто родители после диагностики хотят пройти курс занятий по повышению уровня готовности к школе. Обычно это занимает 2-3 месяца. Если же у ребенка трудности, замешанные на неврологическом фоне, то я рекомендую пройти курс нейропсихологической коррекции. Но решение всегда за родителями.
Записаться на диагностику психологической готовности к школе можно здесь.