+7(812)906-61-01

7 дней в неделю, 9-21 часа

tamger54

Проблемы в учебе в начальной школе.

Опубликовано: 06.11.2016 в 11:48

Автор:

Категории: Проблемы в учебе

Если ребенок плохо учится в начальной школе, это, безусловно, должно привлечь пристальное внимание родителей. Поскольку программа начальной школы не так сложна, чтобы обычный ребенок не справился с ней.

С чем мне приходится сталкиваться в работе:
— ребенок ничего не успевает сделать до конца на уроке
— не слышит инструкции к заданиям, либо не понимает ее
— дома сам не делает уроки (может два часа оформлять фразу «…число. Домашняя работа»)
— ребенок пишет в любом месте тетради, может начать писать с середины листа, с конца, справа и слева, строчки разъезжаются, буквы гигантские или наоборот, микроскопические, пишет «как курица лапой»
— ребенок «ленится», не хочет заниматься, его не посадить за выполнение заданий, на уроке вертится
— ничего не запоминает
— не может научиться нормально читать или считать
Список можно продолжать.

Так почему же дети отстают в учебе в начальной школе?
Причин много, и часто они идут в совокупе. Поделим для удобства причины на 2 части:
1) биологические, 2) социально- эмоциональные.

1. – врожденные нарушения слуха или зрения, левшество, последствия неврологических диагнозов и дефицитов, соматически ослабленные дети
2. – педагогическая запущенность, неправильно выбранная программа обучения, ссоры с одноклассниками, непрофессионализм/личные качества учителя

Теперь подробнее.
Врожденные нарушения слуха и зрения – не факт, что вы точно знаете об отсутствии таковых у ребенка. Небольшие дефекты слуха могут маскироваться в текущей жизни, но при обучении давать трудности в формировании фонематического слуха (а как следствие – грамотного письма, памяти, понимания смысла текста). Небольшие дефекты зрения как следствие дают трудности зрительного опознавания и дифференцировки похожих объектов, затрудняют логический процесс выделения существенного признака – по итогу возникает задержка мышления и речи.

Левшество. У детей – левшей вообще по многим характеристикам мозг работает иначе. Конечно, во всех школах обучение рассчитано на праворуких (т.е. левополушарных) детей. На праворуких детей рассчитана и методика подачи материала. Отсюда вытекают проблемы усвоения школьных знаний у левшей. Кстати, левши обладают прекрасными компенсаторными возможностями саморегуляции. Поэтому левшество – не приговор для успешности в школе. Совсем нет! Но трудностей добавляют, безусловно.

Последствия неврологического диагноза или дефицита. Это вообще отдельная большая тема даже не статьи, а нескольких книг. Поэтому просто перечислим, что становится последствиями неврологических негрубых нарушений:
дисграфия – специфические нарушения письма (путает буквы, слепляет вместе два слова, не ставит знаки препинания, пишет несуществующие слова, пишет несколько раз одно и то же слово, буквы пишет в другую сторону и т.д.)

дислексия – специфические нарушения чтения (не может научиться читать, знает буквы, но не может слитно их прочитать, не понимает прочитанное)

дискалькулия – специфические нарушения математического счета (плохо понимает математические термины, смысл, который за ними лежит, трудности усвоить порядок чисел, невозможность выучить таблицу умножения и понять дроби

нарушения памяти. Дети с проблемами памяти не могут ассимилировать материал, сделать его своим опытом и базой для дальнейшей учебы. Это превращается в вечную пытку для ребенка и родителей. Учит-учит дома стих – пришел в школу, ничего не помнит. Бывает, что проблема не в надежности самих следов запоминания (т.е. самой памяти), а проблема в объеме памяти. Она так мала, что «старый» материал стирается последующим. Как бы вытесняется. В итоге накопления знаний не происходит. Это и есть физиологический механизм дефекта.

гиперактивность, СДВГ. Одна из мозговых причин гиперактивности – это трудности контроля за своими импульсивными реакциями и проблемы прогнозирования своих действий. Речь идет не о распущенности (хотя она потом накладывает отпечаток), а о проблеме работы функциональных систем мозга.

Педагогическая запущенность. Речь не идет о детях из трудных семей, где родители ведут аморальный образ жизни. Нет. Эти дети воспитываются в нормальных и часто обеспеченных семьях. Просто среда, в которой они проводят большую часть времени, не формирует ценности любознательности к окружающему миру, наблюдению за ним. В семье ребенок предоставлен сам себе, у него есть все блага, но личностным развитием его занимаются от случая к случаю. В итоге, ценностями ребенка тогда остаются мультики, гаджеты, покупки в магазинах и походы в кино. Один 5-классник написал мне такой ответ на вопрос «Будущее кажется мне…» — «с супергероями. Я хотел бы быть супергероем с супер способностями, но без костюма»….

Неправильно выбранная программа обучения.
Не все дети способны взять математическую программу «Петерсон» или гимназическую программу с двумя языками с 3 класса. И не надо.
С другой стороны, развитый ребенок, попадая в обычную дворовую школу, может деградировать в своем желании учиться и в самой успеваемости. Потому что среда «затачивает» под себя. Подбирайте требования к школе в соответствии с ближайшим потенциалом ребенка.

И наоборот, дети, которые в силу неврологических причин не тянут обычную школу – стоит быть мужественным и посмотреть правде в глаза. Возможно, целесообразно подумать о домашнем обучении или переводе в специальную школу. Часто страхи и амбиции родителей доводят детей до тупиковой ситуации: ребенка оставляют в обычной школе до конца 4 класса (дальше он отсеется автоматически) в то время как своевременная организация индивидуального маршрута обучения больше подходит уровню его развития и здоровья. Но родители безвозвратно порой теряют время. И компенсировать потом его будет невозможно.

В прошлом году у меня была такая ситуация – девочка в 1 классе показала полное не усвоение программы. И репетиторы, и учителя – никто не смог вытянуть ребенка. У ребенка отсутствовали все навыки, обеспечивающие усвоение знаний. А именно:

  • отсутствовало элементарное логическое мышление,
  • кругозор ограничивался бытовыми предметами домашнего обихода,
  • речь была не развита,
  • ребенок обладал низким объемом энергии и быстро истощался,
  • общий тонус характеризовался вялостью и апатичностью

Рекомендации специалистов не были услышаны. Мама предпочла оставить ребенка на второй год в 1 классе, не стала водить ребенка к нейропсихологу. Естественно, в конце 2 класса результат тот же – ребенок программу 1 класса опять не усвоил. Спрашивается – в чьих интересах мамой было принято решение о повторе программы 1 класса дважды в этой же школе? Думаю, не в интересах девочки. А время упущено. Ребенка уже не компенсировать – мозг имеет свои периоды восприимчивости к обучению тех или иных навыков. И с годами пластичность мозга только уменьшается.

Еще одна причина снижения успеваемости — ссоры с одноклассниками или трудности контакта с учителем. Во-первых, надо развивать коммуникативную грамотность ребенка, чтобы конфликты интересов у детей не нарушали их дружбу. Как это делать – предмет отдельного разговора.

Во-вторых, учителя, конечно, могут быть разными, но ссорится с учителем своего ребенка лучше избегать до последней возможности. Старайтесь найти общий язык и при ребенке никогда не формулировать негативные оценки в адрес других взрослых. Это колоссальная проблема сегодняшней дисциплины в школе. Потому что дети и подростки, зная, что дома родители не сильно стесняются высказываться в адрес учителей, перестают уважать последних и нарушают границы поведения и общения в школе. Из-за этого возникает новый виток конфликтов, разборок, и…..конца этому не видно. И, по итогу, неуважение к чужим взрослым быстро выливается в манипуляции при общении уже с родителями. Это неизбежно.

Записаться
на консультацию

Осознанные родители - консультации психолога по обучению и воспитанию детей © 2017

тел. +7(812)906-61-01 | info@family-career.ru | Договор публичной оферты