Решение проблем агрессии, тревоги, детских страхов
Работать с фобиями и страхами я начала со взрослыми уже 8 лет назад. Помогать детям избавляться от проблем агрессии, тревоги, страхов потребовало от меня другого подхода и методик.
Работа с детскими эмоциями лучше всего идет через проективные техники, в частности рисунок, лепку, сказки. Как выглядит мой подход?
- Наладить контакт с ребенком, сформировать доверие. Без этого дальше двигаться невозможно.
- Предложить отразить свои переживания в той или иной творческой форме, например, в рисунке
- Попросить ребенка описать тот творческий продукт, который он исполнил
- Осознать свои переживания через работу с проекцией
- Создать пространство для свободного отреагирования переживаний, безоценочно и с поддержкой
- Найти в совместном диалоге потенциал для противостояния страху, тревоге – на ресурсах ребенка! Алгоритм противостояния страху отрепетировать очень четко, очень технично.
- Дать домашнее задание на реализацию найденной технологии в реальной жизни ребенка
- Проверить действенность подхода на следующей встрече (помогло/не помогло/что надо улучшить)
Длительность работы с тревогой и страхом обычно занимает от 1 до 5 консультаций. Если, конечно, это не страх, порожденный жестокими травмами насилия и потери. В этом случае, работа более длительная.
То, что касается проблем детской агрессии, то тут требуется диагностика стиля семейного воспитания, оценка текущей ситуации развития, потенциала стресса в окружении ребенка и его медицинского статуса. Причины и мотивы агрессии зависят также от возраста ребенка, поэтому все это учитывается.
Работа с агрессивностью ребенка, как правило, носит комплексный характер – это и взаимодействие с родителями, и с учителями (по телефону) и с самим маленьким клиентом.
Иногда агрессия ребенка «появляется ниоткуда», т.е. не является накопленным эффектом его непослушания. В таком случае, стоит выяснять, какой конкретный стресс вызвал срыв психологических защит по типу агрессии. Это может быть и компенсация низкой самооценки, и реакция на развод родителей, и скрытая депрессия, и….так далее.
Длительность работы с детской агрессией очень различна. В определенных ситуациях эффективнее работать со взрослыми членами семьи в рамках группы помощи для родителей «Непослушный ребенок».
2 года назад ко мне привели подростка 12 лет, который часто агрессивен со сверстниками в школе, даже приносил нож и угрожал одной из девочек. Работа с подростком выявила определенные нарушения в саморегуляции по типу возбудимости, что требовало подключения медикаментов и участия ребенка в групповой работе с другими подростками по теме «Я учусь общаться». Мальчик ходил в группу около 4 месяцев, принимал седативные (успокоительные) препараты, ходил на личные консультации ко мне же – в результате работы удалось избежать психопатического развития личности со вспышками неконтролируемой ярости. Мне удается получать информацию о подростке в течение этих 2 лет – позитивные результаты сохраняются.
Оставить вопрос или заявку на индивидуальную консультацию вы можете здесь.